ВОПРОСЫ:
- Характерные особенности произношения итальянских согласных
- Классификация итальянских согласных звуков
- По способу произношения:
- По месту произношения:
- Другие характеристики согласных (длина, парность, звонкость, прерывность)
- Итальянские согласные:
- звуки [p] и [b], а также [pp] и [bb]
- звуки [t] и [d], а также [tt] и [dd]
- звуки [k] и [g], а также [kk] и [gg]
- звуки [ʦ] и [ʣ]
- звуки [ʤ] и [ʧ], а также [tʤ] и [dʧ]
- звуки [f] и [v], а также [ff] и [vv]
- звуки [s] и [z], а также [ss]
- звук [ʃ]
- звуки [l] и [ll]
- звуки [ʎ] и [ʎʎ]
- звуки [r] и [rr]
- звуки [m] и [mm]
- звуки [n] и [nn]
- звуки [ɲ] и [ɲɲ]
- звук [ɱ]
- звук [ŋ]
Как уже говорилось, согласный звук – это по сути шум, создаваемый воздушным потоком, выдыхаемым лёгкими, при столкновении с каким-либо препятствием на пути от гортани к губам. Согласные звуки характеризуется меньшей звонкостью, чем гласные, т. к. состоят только из шума, или из голоса и шума, в то время как гласные образуются только при участии голоса, но не шума...
Характерные особенности произношения итальянских согласных
- Согласные никогда не смягчаются в положении перед гласными (отсутствует так называемая палатализация). Например: сочетания di, ti и т. п. произносятся с твердым d, t (в отличие от подобных сочетаний в русском языке).
- Двойные согласные произносятся как долгий согласный. Например: anno, latte, nulla.
- В немногих словах, оканчивающихся на согласный звук, конечный звонкий согласный не оглушается: nord, sud произносятся: "норд", "суд" (а не: "норт", "сут").
Классификация итальянских согласных звуков
С точки зрения способа произношения в итальянском языке различаются следующие типы согласных:
-
Смычный согласный – это звук, при произношении которого путь воздушному потоку из лёгких полностью перекрывается смыканием органов речи. Все указанные смычные являются чистыми смычными (в отличие от носовых смычных, коими в итальянском языке являются m, ɱ, n, ɲ и ŋ), потому также взрывными.
Взрывные согласные – это подвид не носовых смычных звуков, при произношении которых размыкание смычки производится резко, подобно взрыву.
-
Аффрикат – это согласный звук, являющийся неразделимым сочетанием смычного и фрикативного звуков, как правило, имеющих одинаковое место образования. При произношении аффриката путь выходящему воздуху поначалу преграждается плотным смыканием органов речи, затем между ними возникает щель, через которую и проходит воздушный поток.
-
Носовой согласный – это звук, при образовании которого мягкое нёбо опущено, воздух не может выйти через переднюю часть ротовой полости и проходит через нос.
-
Боковой согласный – это звук, при произношении которого преграда воздуху создаётся кончиком языка с альвеолами или средней части языка с нёбом, воздух при этом проходит по боковым краям языка.
-
Дрожащие: r.
Дрожащий согласный – это звук, при образовании которого преграда воздушному потоку создаётся вибрирующим под напором воздуха органа произношения (например, кончика языка) об место артикуляции.
-
Щелевой согласный – это звук, при произношении которого преградой воздушной струе выступает образованная органами речи щель, проходя через которую колебания воздуха создают шум.
- Полугласные: w, j.
С точки зрения места артикуляции (определяемого по названию активного или пассивного органа речи) в итальянском языке выделяют следующие типы согласных:
-
Губно-губный – это согласный звук, при произношении которого соприкасаются верхняя и нижняя губа.
-
Губно-зубный – это согласный звук, при произношении которого соприкасаются нижняя губа и верхние резцы.
-
Переднеязычные согласные – это звуки, при произношении которых активно участвует передняя часть языка:
-
Среднеязычный согласный – это звук, при произношении которого средняя часть языка поднимается к твёрдому нёбу.
-
Заднеязычный согласный – это звук, при произношении которого соприкасаются задняя часть языка и мягкое нёбо.
Кроме того, итальянские согласные можно различить по длине, удвоенные согласные звуки произносятся дольше.
К акустическим характеристикам согласных звуков относится звонкость/глухость, а также прерывность-непрерывность. Таким образом, c точки зрения работы голосовых складок различают звонкие и глухие согласные.
Звонкие – это согласные звуки, при произнесении которых участвует голос, то есть происходит колебание сближенных и напряжённых голосовых складок.
Глухие – это согласные звуки, при произнесении которых голос не участвует, то есть голосовые складки не активны, но расслаблены и раздвинуты.
Некоторые согласные составляют пары, в которых один звук отличается от другого по глухости-звонкости, то есть наличием или отсутствием голоса, такие согласные называются парными.
Непрерывные звуки – это такие звуки, у которых расход энергии произнесения распределён по времени относительно равномерно, в отличие от прерванных звуков, у которых энергия расходуется в начале и затем не возрастает. К непрерывным относятся все гласные и несмычные согласные, к прерванным – соответственно, смычные согласные.
Так как в общем характерные черты итальянского произношения уже были даны в материале об истории и особенностях итальянского языка, ниже будет приводиться конкретно способ произношения каждого согласного звука итальянского языка по отдельности. Способы произношения каждого гласного и полугласного звука итальянского языка приведены в соответствующем материале.
Итальянские согласные звуки [p] и [b]
Звук [p] – глухой, смычный, губно-губный, взрывной.
Звук [b] – звонкий, смычный, губно-губный, взрывной.
При произношении этих парных звуков губы сомкнуты; мягкое нёбо приподнято, чтобы предотвратить выход воздуха через полость носа. Зубы слегка открыты; язык расслаблен.
Губы резко размыкаются, так что воздух, который давил, чтобы выйти, производит небольшой взрыв, который более ощутим в [p], и менее ощутим в [b]. Голосовые складки не вибрируют при произношении [p], и вибрируют при произношении [b].
На итальянском языке произношение этих двух звуков никогда не происходит с придыханием: смыкание и последующий взрыв, по сути, должны сохраняться независимо от звука, который следует или предшествует.
Звук [b] на письме передаётся буквой b, например: 🔊 barba, 🔊 libro.
На письме звук [p] передаётся буквой p, например: например: 🔊 penna, 🔊 poi.
У этих двух согласных также есть удвоенные варианты [pp] и [bb], например: coppa, 🔊 cappello, 🔊 babbo, 🔊 rabbia. Место их артикуляции остаётся прежним; способ произношения отличается большей продолжительностью смыкания, большим давлением воздуха в месте преграды, а взрыв ощутимее.
Итальянские согласные звуки [t] и [d]
Звук [t] – глухой, смычный, зубный, взрывной.
Звук [d] – звонкий, смычный, зубный, взрывной.
При произношении этих парных согласных кончик языка плотно соприкасается с основанием верхних резцов; мягкое нёбо приподнято, чтобы предотвратить выход воздуха через полость носа, губы и зубы раскрыты; спинка языка опущена.
Кончик языка резко отрывается от зубов, так что воздух, который нагнетается к выходу, производит один небольшой взрыв, более ощутимый в [t], более слабый в [d]. Голосовые складки не вибрируют при произношении [t], и вибрируют при произношении [d].
Звук [d] на письме передаётся буквой d, например: 🔊 duro, 🔊 quaderno.
На письме звук [t] передаётся буквой t, например: 🔊 tema, 🔊 tavola.
В стандартном итальянском языке произношение этих двух звуков никогда не производится с придыханием: смыкание и последующий взрыв должны поддерживаться независимо от звука, который следует или предшествует.
У этих двух согласных есть также удвоенные варианты [tt] и [dd], например: 🔊 otto, 🔊 dottore. Место их артикуляции остаётся прежним; способ произношения отличается большей продолжительностью смыкания, большим давлением воздуха в месте преграды, а взрыв ощутимее.
Итальянские согласные звуки [k] и [g]
Звук [k] – глухой, смычный, заднеязычный, взрывной.
Звук [g] – звонкий, смычный, заднеязычный, взрывной.
При произношении этих парных согласных задняя часть языка примыкает к мягкому нёбу; оно, в свою очередь, поднимается, чтобы предотвратить выход воздуха через полость носа, губы и зубы раскрыты; передняя часть языка расслаблена.
Задняя часть языка резко опускается, так что воздух, который был нагнетён для выхода, производит небольшой взрыв, более ощутимый в [k] и более слабый в [g]. Голосовые складки не вибрируют при произношении [k], и вибрируют при произношении [g].
Звук [g] на письме передаётся буквой g перед a, o, u, например: 🔊 magagna, 🔊 negozio, 🔊 gusto, буквосочетанием gh перед e или i, например: 🔊 ghisa, 🔊 mughetto.
На письме звук [k] передаётся буквой c перед a, o, u, например: 🔊 macabro, 🔊 come, 🔊 cura. буквосочетанием ch перед e или i, например: 🔊 anche, 🔊 chiamata, буквосочетанием qu, причём q всегда сопровождается u, которая в этом сочетании является полугласным [w], например: 🔊 squadra ['skwadra].
Как и во всех итальянских взрывных согласных, в произношении [k] и [g] также не существует ни варианта с придыханием, ни щелевого варианта.
В Тоскане [k] в позиции между гласными или перед [l] или [r] часто, но не всегда, превращается в гортанный щелевой [h]. Например, [k] в слове casa остаётся таковым в синтагме [in 'kasa], но преобразуется в синтагму [la' hasa] (при этом ['kasa], однако, теперь является региональным вариантом; сегодня более распространено произношение ['kaza]). Точно так же [uŋ kli'ɛnte] (обратите, кстати, внимание, что ударение в транскрипции ставится перед ударным слогом чертой сверху) становится [i hli'ɛnti], [il krimine] превращается в [i 'hrimini] и так далее.
У этих двух согласных есть также удвоенные варианты [gg] и [kk], например: 🔊 agganciare, 🔊 ecco. Место их артикуляции остаётся прежним; способ произношения отличается большей продолжительностью смыкания, более высоким давлением воздуха в месте преграды и более ощутимым взрывом.
Итальянские согласные звуки [ʦ] и [ʣ]
Звук [ʦ] – глухой, смычный, зубной, аффрикат.
Звук [ʣ] – звонкий, смычный, зубной, аффрикат.
При произношении этих парных звуков плоская передняя часть языка касается альвеолярного бугра; кончик языка касается нижних резцов, средняя часть языка, та что под костным нёбом, остаётся опущенной, зубы разжаты; губы приоткрыты; мягкое нёбо приподнято, чтобы предотвратить выход воздуха через носовую полость.
Плоская передняя часть языка немного отделяется от альвеолярного бугра, так что воздух, который давит на место преграды, может выходить, создавая небольшое трение, более ощутимое в [ʦ], и более слабое в [ʣ]. Голосовые складки не вибрируют при произношении [ʦ], и вибрируют при произношении [ʣ].
На письме эти два звука представлены одной и той же буквой z, например, 🔊 notizia, 🔊azoto, и, к сожалению, употребление ни того ни другого не подчиняется точным правилам. В общем, произношение [ʦ] подходит для таких групп, как:
- оканчивающихся на -anza, -enza, -ezza, -izia, -ozzo, -ozza, -ziare, -zione: osservanza, differenza, bellezza, malizia, tozzo, cozza, notiziare, relazione;
- перед группами гласных ia, ie, io: inerzia, garanzie, annunzio;
- после l: calzo, rialzo.
Произношение [ʣ] относится к таким случаям, как:
- когда z пишется без удвоения и находится в позиции между гласными (буквосочетания -zia, -zie, -zio являются исключением): azalea, scazonte:
- в суффиксах существительных и прилагательных -izzatore, -izzazione: civilizzatore, civilizzazione;
- в суффиксах -izzare или -izzo (в глаголах, образованных от существительных или прилагательных, таких как analizzare, centralizzare, motorizzare и т. д., но не в aizzare, drizzare и т. д.);
- а словах иностранного происхождения с произношением, адаптированным к итальянскому: freezer, bazar;
- в позиции в начале слова можно произносить почти всегда [ʣ], даже когда стандартное произношение – [ʦ]. Например: zio должен произноситься как ['ʦio], но ['ʣio] также обычно воспринимается нормально; стандартное произношение zucchero – ['ʦukkero], но ['ʣukkero] тоже приемлемо и т. д..
Всё это, однако, является частными случаями, исходя из которых невозможно построить какое-либо общее правило. Обычно то или другое произношение должно выучиваться наизусть при непосредственной встрече со словом.
У этих двух согласных есть также удвоенные варианты [tʦ] и [dʣ], например: 🔊 economizzare, 🔊 pazzia. Место их артикуляции остаётся прежним; способ произношения отличается большей продолжительностью смыкания, более высоким давлением воздуха в месте преграды и более ощутимым взрывом.
В позиции между гласными эти два звука обычно произносятся удвоенно, например: ozio ['ɔtʦjo], azienda [ad'ʣjɛnda], lo zucchero [lo t'ʦukkero], la zizzania [la dʣid'ʣanja]; они произносятся без удвоения в начальной позиции или после согласного, например: zuppa ['ʦuppa], sparger zucchero [ˈsparʤer 'ʦukkero], metter zizzania ['metter ʣid'ʣanja].
Итальянские согласные звуки [ʤ] и [ʧ]
Звук [ʧ] – глухой, смычный, альвеолярный, аффрикат.
Звук [ʤ] – звонкий, смычный, альвеолярный, аффрикат.
При произношении этих парных звуков плоская передняя часть языка касается задней части альвеолярного бугра; задняя часть языка остаётся опущенной, зубы едва разжаты; губы приоткрыты; мягкое нёбо приподнято, чтобы предотвратить выход воздуха через полость носа.
Плоская передняя часть языка немного отходит от задней части альвеолярного бугра, так что воздух, который давит на место преграды, может выходить, производя небольшое трение, более ощутимое в [ʧ], менее ощутимое в [ʤ]. Голосовые складки не вибрируют при произношении [ʧ], и вибрируют при произношении [ʤ].
Звук [ʤ] на письме передаётся буквой g перед i и e, например: 🔊 genio, 🔊 caligine, либо буквосочетанием gi перед буквами a, o, u (i здесь не читается), например: 🔊 pigiama, gioco, 🔊 digiuno.
На письме звук [ʧ] передаётся буквой c перед i и e, например: 🔊 circa, 🔊 noce, либо буквосочетанием ci перед буквами a, o, u (i здесь не читается), например: 🔊 marcia, 🔊 truciolo, 🔊 ciuco.
В стандартном итальянском эти два согласных всегда смычные, хотя в определённых областях, таких как Тоскана или Рим, [ʤ] и [ʧ] в позиции между гласными становятся непрерывными щелевыми и произносится как [ʒ] и [ʃ]. Например, pace произносится как ['paʃe] вместо [' paʧe], valigia произносится как [va'liʒa] вместо [va'lʤa]. Это рассматривается как региональное произношение.
У этих двух согласных есть также удвоенные варианты [tʧ] и [dʤ], например: 🔊 legge, 🔊 goccia. Место их артикуляции остаётся прежним; способ произношения отличается большей продолжительностью смыкания, более высоким давлением воздуха в месте преграды и более ощутимым взрывом.
Итальянские согласные звуки [f] и [v]
Звук [f] – глухой, непрерывный, губно-зубный, щелевой.
Звук [v] – звонкий, непрерывный, губно-зубный, щелевой.
При произношении этих парных согласных внутренняя часть нижней губы слегка касается верхних резцов, верхняя губа расслаблена; зубы открыты; язык расслаблен; мягкое нёбо приподнято, чтобы предотвратить выход воздуха через полость носа.
Воздух, поступающий из лёгких, встречает лишь небольшое сопротивление в губно-зубном смыкании, поэтому проходит через него, создавая трение. Сопротивление смыканию и, следовательно, трение более ощутимо в [f] и слабее в [v]. Голосовые складки не вибрируют при произнесении [f] и вибрируют при произнесении [v].
Звук [f] на письме передаётся буквой f, например: 🔊 afoso, 🔊 fame.
На письме звук [v] передаётся буквой v, например: 🔊 vapore, 🔊 cavo.
У этих двух согласных есть также удвоенные варианты [ff] и [vv], например: 🔊 ovvio, 🔊 caffè. Место их артикуляции остаётся прежним; способ произношения отличается увеличением продолжительности высвобождения воздуха, для большего сопротивления губно-зубному смыканию и, следовательно, для более интенсивного трения.
Итальянские согласные звуки [s] и [z]
Звук [s] – глухой, непрерывный, зубной, щелевой.
Звук [z] – звонкий, непрерывный, зубной, щелевой.
При произношении этих парных звуков плоская передняя часть языка приподымается к альвеолярному бугру, пока не коснётся его; задняя часть языка остаётся опущенной, зубы едва разжаты; губы приоткрыты; мягкое нёбо приподнято, чтобы предотвратить выход воздуха через полость носа.
Воздух, поступающий из лёгких, проходит через узкий проход, образованный языком и альвеолярным бугром, вызывающим определённое трение, более ощутимое в [s], более слабое в [z]. Голосовые складки не вибрируют при произнесении [s], и вибрируют при произнесении [z].
На письме эти два звука представлены одной и той же буквой s, например: 🔊 solo, 🔊 afoso. Тем не менее, употребление того или другого звука подчиняется довольно точным правилам. S произносится как [s] (такую s называют "aspro", "duro"):
- в начале слова перед гласными: soldato, si;
- перед глухими согласными р, t, f, с (которая читается как [k]), как в начале, так и в середине слова, например: sport, basta, sfera, scala, squadra;
- в середине слова после согласного, например: polso, verso, pensare;
- в середине слова между гласными, если оно удвоенно, например: cassa;
- если s находится между гласными после добавления приставки или суффикса, например: stasera (из questa sera), risolvere;
- когда возвратное местоимение si стоит после глагола и соединено с ним, например: trovasi.
- если положение между гласными задаётся соединением двух слов, s произносится как [s], например: autoservizio (auto + servizio).
S произносится как [z] (такую s называют "dolce", "molle"):
- перед звонкими согласными b, d, g (если читается как [г]), l, m, n, r, v, например: sbaglio, sgridare, slitta;
- обычно между двумя гласными, например: rosa, presente, fisica, caso.
Из этих стандартных правил есть несколько исключений, составленных из региональных фонетических разновидностей. Например, в центрально-южном итальянском диалекте s в позиции между гласными всегда глухой (например: riposare [ripo'sare] вместо [ripo'zare]).
В тосканском диалекте s между гласными иногда глухой, иногда он звонкий и нет правила, которое бы это различало. Словари, как правило, дают тосканское произношение, но тенденция современного итальянского языка состоит в том, чтобы произносить s звонко между двумя гласными в соответствии с описанными выше правилами.
S, за которым следует согласный в начале слова, называется "s impura", например: scala, stretto.
У [s] есть и удвоенный вариант [ss], например: 🔊 rosso. Место произношения остаётся прежним; способ артикуляции различается увеличенной продолжительности высвобождения воздуха, для большей энергии произнесения (то есть давления воздуха на месте смыкания) и, следовательно, для более интенсивного трения.
Двойного варианта [z] не существует.
Итальянский согласный звук [ʃ]
Звук [ʃ] – глухой, непрерывный, альвеолярный, щелевой.
При произношении этого согласного плоская передняя часть языка приподнята к задней части альвеолярного бугра, но не касается его; задняя часть языка остаётся опущена, зубы едва разжаты; губы приоткрыты; мягкое нёбо приподнято, чтобы предотвратить выход воздуха через полость носа.
Воздух, поступающий из лёгких, проходит через узкий проход между языком и альвеолами, вызывая определённое трение. Голосовые складки не вибрируют.
За исключением некоторых диалектных разновидностей, итальянский язык не имеет звонкого парного для [ʃ] звука, которым должен быть звук [ʒ]. Вместо этого есть часто встречающийся удвоенный вариант [ʃʃ]. Этот согласный на самом деле всегда удваивается в положении между гласными, например: 🔊 uscire [uʃ'ʃire] и произносится без удвоения только в абсолютно начальной позиции или после согласного, например: sciagura [ʃa'gura], inscenare [inʃe'nare].
За звуком [ʃ], представленным на письме сочетанием sc, всегда следует гласный i или e, например: 🔊 scena, 🔊 scimmia, после буквосочетания sci могут также следовать другие гласные – a, o, u (в этом случае i не читается), например: 🔊 sciare, 🔊 liscio, 🔊 asciugamano.
Итальянский согласный звук [l]
Звук [l] – звонкий, непрерывный, альвеолярный, боковой.
При произношении этого согласного кончик языка плотно соприкасается с основанием верхних резцов; боковые стороны языка сжаты и не касаются сторон нёба; мягкое нёбо приподнято, чтобы предотвратить выход воздуха через полость носа, губы и зубы раскрыты; задняя часть языка остаётся опущенной.
Воздуху, выходящему из лёгких, закрыты все выходы, кроме двух отверстий по бокам языка, через которые он проходит. Голосовые складки вибрируют.
Звук [l] на письме передаётся буквой l, например: например: 🔊 luna, 🔊 volo.
У этого согласного также есть удвоенный вариант [ll], например: 🔊 gallo. Высвобождение воздуха проходит дольше, а артикуляция немного более усилена.
Итальянский согласный звук [ʎ]
Звук [ʎ] – звонкий, непрерывный, среднеязычный, боковой.
При произношении этого согласного спинка языка плотно соприкасается с нёбом и задней частью альвеолярного бугра; боковые стороны языка сжаты и не касаются сторон нёба; мягкое нёбо приподнято, чтобы предотвратить выход воздуха через носовую полость, губы и зубы раскрыты; задняя часть языка остаётся опущенной.
Воздуху, выходящему из лёгких, закрыты все выходы, кроме двух отверстий по бокам языка, через которые он и проходит. Голосовые складки вибрируют.
За звуком [ʎ] всегда следует гласная буква, а на письме он представлен буквосочетанием gl перед i, например: 🔊 degli, 🔊 gli и буквосочетанием gli перед a, e, o и u, например: 🔊 sfoglia, 🔊 aglio, 🔊 tagliuzzare.
Существует также удвоенный вариант этой согласной [ʎʎ]. Высвобождение воздуха осуществляется дольше, а артикуляция немного более напряжённая. В позиции между гласными звук [ʎ] всегда произносится удвоенно, например: 🔊 vaglia ['vaʎʎa], 🔊 tiglio ['tiʎʎo]. Без удвоения он произносится в абсолютно начальной позиции и после согласной, например: 🔊 gliela [ˈʎɛla], 🔊 dirgli ['dirʎi].
Итальянский согласный звук [r]
Звук [r] – звонкий, непрерывный, альвеолярный, дрожащий.
При произношении этого согласного кончик языка слегка касается альвеолярного бугра; мягкое нёбо приподнято, чтобы предотвратить выход воздуха через полость носа; губы и зубы раскрыты; задняя часть языка остаётся опущенной.
Выходящему воздуху закрыты все другие выходы, кроме того, что образуется из-за слабого смыкания кончика языка и альвеол, откуда он и выходит, заставляя кончик языка несколько раз вибрировать движением сверху вниз. Голосовые складки вибрируют.
Нередко встречаются люди, которые произносят [r] в мягконёбном положении, производя звук, похожий на французский [r]: это обычно считается дефектом произношения или показателем неестественности.
Звук [r] на письме передаётся буквой r, например: 🔊 Roma, 🔊 libro.
У этого согласного также есть удвоенный вариант [rr], например: 🔊 burro: высвобождение воздуха производится дольше, артикуляция немного более напряжённая и, следовательно, производится больше вибраций.
Итальянский согласный звук [m]
Звук [m] – звонкий, носовой, непрерывный, губно-губный.
При произношении этого согласного губы закрыты; мягкое нёбо опущено, так что воздух, не имея возможности выйти изо рта, может пройти через нос, зубы слегка открыты; язык расслаблен.
Воздуху, поступающему из лёгких, проход через рот закрыт губно-губным смыканием, поэтому он проходит через полость носа. Голосовые складки вибрируют.
На письме звук [m] передаётся буквой m, например: 🔊 modello, 🔊 temperino.
Перед [k] и [g], взрывными заднеязычными, m произносится как [ŋ], например: siam qui ['sjaŋ' kwi], non ci facciam caso [non ʧi fat'ʧaŋ 'kazo].
Перед [f] и [v], губно-зубными щелевыми, m произносится как [ɱ]. Пример: tramvai [traɱ'vai], facciam finta [fat'ʧaɱ 'finta], andiam via [an'djaɱ' via].
Перед [p], [b] и [m], губно-губными взрывной, n превращается в [m], например: con Sibilla произносится как [kon 'sibilla], но con Pietro [kom 'pjɛtro], con Barbara и con Massimo произносится как [com 'barbara] и [kom 'massimo].
У этого согласного также есть удвоенный вариант [mm], например: 🔊 somma, производимый удлинением высвобождения воздуха и немного более напряжённой артикуляцией.
Итальянский согласный звук [n]
Звук [n] – звонкий, носовой, непрерывный, зубный.
При произношении этого согласного кончик языка плотно соприкасается с основанием верхних резцов; мягкое нёбо опущено, так что воздух, не имея возможности выйти изо рта, может пройти через нос, губы и зубы раскрыты; задняя часть языка опущена.
Проход через рот поступающему из лёгких воздуху заблокирован смыканием кончика языка и основанием верхних резцов, поэтому он проходит через полость носа. Голосовые складки вибрируют.
На письме звук [n] передаётся буквой n, например: 🔊 nota, 🔊 tanto.
Перед [k] и [g], взрывными заднеязычными, n произносится как [ŋ], например: banko ['baŋko], aringa [a'riŋga].
Перед [f] и [v], губно-зубными щелевыми, n произносится как [ɱ], например: anfibio [aɱ'fibjo], invano [iɱ'vano].
Перед [p], [b] и [m], губно-губными взрывными, n произносится как [m], например: in polvere [im pol'vɛre], in breve [im ''brɛve], in media [im 'mɛdja].
У этого согласного также есть удвоенный вариант [nn], производимая удлинением высвобождения воздуха и немного более напряжённым произнесением, например: 🔊 sonno.
Итальянский согласный звук [ɲ]
Звук [ɲ] – звонкий, носовой, непрерывный, среднеязычный.
При произношении этого согласного спинка языка плотно соприкасается с твёрдым нёбом; мягкое нёбо опущено, так что воздух, не имеющий возможности выйти изо рта, может пройти через нос, губы и зубы раскрыты; кончик языка опускается до тех пор, пока не коснётся нижних резцов.
Воздуху, поступающему из лёгких, проход через рот закрыт смыканием спинки языка и твёрдого неба, поэтому он проходит через полость носа. Голосовые складки вибрируют.
На письме звук [ɲ] представлен сочетанием букв gn, например: 🔊 gnocchi, 🔊 agnello.
У этого согласного также есть удвоенный вариант [ɲ], который производится удлинением высвобождения воздуха и немного большим напряжением при произнесении. В позиции между гласными звук [ɲ] произносится всегда удвоенно, например: 🔊 fogna ['foɲɲa], legno ['lɛɲɲo]; в то время как в абсолютно начальной позиции он произносится без удвоения, например: 🔊 gnomo ['ɲɔmo], gnocchi ['ɲɔkki].
Итальянский согласный звук [ɱ]
Звук [ɱ] – звонкий, носовой, непрерывный, губно-зубный.
При произношении этого согласного внутренняя часть нижней губы слегка касается верхних резцов; мягкое нёбо опущено, для обеспечения свободного доступа к носовой полости, губы и зубы раскрыты; язык расслаблен.
Мягкое нёбо опущено, воздух, поступающий из лёгких, проходит через полость носа (даже если небольшая его часть проходит через рот, вызывая слабое губно-зубное смыкание). Голосовые складки вибрируют.
Звук [ɱ] не является независимым согласным, но вариантом n и m, например: 🔊 invano, 🔊 pemfigo. Фактически этот звук образуется только в том случае, если n или m стоит перед [f] или [v], например: tonfo ['toɱfo], invio [iɱ'vjo], abbiam fame [ab'bjaɱ 'fame], andiam via [an'djaɱ 'via].
Этот звук не имеет удвоенного варианта.
Итальянский согласный звук [ŋ]
Звук [ŋ] – звонкий, носовой, непрерывный, заднеязычный.
При произношении этого согласного задняя часть языка плотно соприкасается с мягким нёбом, которое, в свою очередь, опускается, так что воздух, не имеющий выхода изо рта, может проходить через нос, губы и зубы раскрыты; передняя часть языка опущена.
Воздух, поступающий из лёгких, встречает на пути задненёбное смыкание и проходит через носовую полость. Голосовые складки вибрируют.
Звук [ŋ] не является независимым согласным, но вариантом n и m, например: 🔊 ingaggio, 🔊 circumnavigazione. Фактически он образуется только в том случае, если n или m стоит перед [k] или [g], например: anca ['aŋka], rango ['raŋgo], abbian governo [ab'bjaŋ go'vɛrno], siam qui ['sjaŋ 'kwi].
Данный звук не имеет удвоенного варианта.
Если статья была вам полезна, прошу оставить комментарий, и/или рассказать о ней друзьям в соцсетях! Спасибо за поддержку!
Комментариев нет:
Отправить комментарий